Реформа охорони здоров’я – 2017: етапи, зміни, очікувані результати

В 2017 г. стартовала реформа, рассчитанная на три года. Поэтапный её план еще не утвержден и не предъявлен широкой общественности, но многое уже известно.

Реформа начнется с первичного звена (амбулатории, поликлиники, центры первичной помощи) и «скорой». На первом этапе, то есть в ближайшие полгода, Министерство здравоохранения планирует внедрить систему семейной медицины «по-европейски» и пересмотреть подход к оказанию экстренной медицинской помощи.

Что изменится на уровне первичного звена?

Граждане смогут выбирать семейного врача (терапевта-педиатра) без привязки к месту жительства и заключать с ним договор, где будет прописан объем услуг, оплаченный и гарантированный государством.

Врач будет получать денежное вознаграждение по нормативу, в котором учитываются количество заключенных соглашений и соблюдение протоколов по диагностике и лечению.

Зачем это нужно?

Планируется, что такая система позволит справедливо распределить средства между лечебными учреждениями: в хорошие люди пойдут и повлекут за собой финансирование, в плохие – не пойдут. Так можно мотивировать врачей на повышение квалификации и максимально ответственный подход к пациенту.

Возражения

  1. Если средства будут выделяться не «на койку», а на пациента, то у медучреждений возникнет еще больше трудностей с текущими расходами, особенно на периферии.
  2. Возможны ситуации, когда востребованные врачи заключат слишком много контрактов и в итоге просто не справятся с объемом работы.
  3. Протоколы еще не разработаны, непонятно, как учитывать их соблюдение при оплате работы врача.
  4. В стране пока очень мало специалистов, обученных как семейные врачи. Система повышения квалификации, которая длится несколько недель, эффективна лишь условно: на педиатра или терапевта учатся годами, а тут предлагается совмещать обе профессии.

Изменения службы экстренной медицинской помощи на первом этапе реформ

Планируется привести отечественную систему к западному стандарту, точнее, к англо-американской системе, при которой задача бригады «скорой» – оперативно доставить пациента в больницу. Именно такой подход рекомендован ВОЗ.

В рамках реформы этого звена запланировано:

  • создать новые диспетчерские и колл-центры;
  • расширить сеть подстанций;
  • создать в больницах отделения экстренной помощи;
  • реорганизовать бригады;
  • провести медицинские тренировки для пожарных и полицейских.

Вместо сегодняшних бригад из врачей, медсестер и фельдшеров предлагают создать бригады парамедиков и дополнительно научить водителей оказывать первую помощь.

Зачем это нужно?

Чтобы снизить нагрузку на службу, пересмотреть её финансирование и переломить систему, при которой пациенты вызывают экстренную помощь просто «на всякий случай» или потому что «некогда/не хочется идти к врачу». Как озвучил министр здравоохранения, в 2016 году поступило 9,5 миллионов звонков в службу экстренной помощи, но лишь 2,5 миллионам из этих пациентов требовалась госпитализация.

Возражения

  1. Непонятно, как это соотносится с госпитальной базой, не готовой принимать пациентов со «скорой» в таких количествах.
  2. Относительно 9,5 млн вызовов и 2,5 млн госпитализаций: часть пациентов действительно не нуждалась в экстренной помощи, но часть ситуаций можно было разрешить на месте, что и сделали медики. Что ждет этих пациентов теперь, когда к ним на вызов приедет «обученный водитель» и вместо оказания помощи на месте повезет их в стационар, где не хватает мест?
  3. Алгоритмы работы для диспетчеров и бригад экстренной помощи еще не разработаны. Современные диспетчерские центры действуют пока лишь в четырех городах (Киев, Харьков, Днепр, Полтава), а на их внедрение в остальных областных центрах нужно до 300 млн грн, причем регионы должны будут изыскать эти средства из собственных бюджетов.

Другие мероприятия, которые запланированы на первое полугодие 2017 г. в рамках реформы

1. Доработать нормативную базу по реформированию.
Тут возникает множество вопросов, потому что непонятно, о каких законопроектах идет речь. Проект №4981, взятый сейчас за основу, уже жестко раскритикован Минздравом. Вот как в этом проекте предполагается поступить с финансированием:

При этом средний взнос за каждого застрахованного составит 300 грн. За работающих должны будут платить работодатели, за неработающих – органы местного самоуправления. Контроль над распределением средств возлагается на вновь созданное Национальное агентство по медстрахованию.

Минздрав на этот проект ответил критикой: «При данном подходе компании уведут в тень еще больше штатов и зарплатных фондов, а править бал станут страховые компании».

Есть альтернативные законопроекты, предлагающие все деньги аккумулировать в едином фонде под контролем Минздрава.

Вдобавок Минздрав пообещал в ближайшем будущем представить собственную концепцию системы.

Так или иначе, доработка нормативной базы – ключевая задача на ближайшее полугодие.

2. Адаптировать международные протоколы лечения для первичного звена.
Пока неясно, что стоит за этой декларацией, и как она «ляжет» на отечественную материально-техническую базу, с которой сейчас серьезнейшие проблемы.

3. Утвердить состав и границы госпитальных округов, сформировать перечень гарантированных услуг.

Инициатива полезная, непонятно только, как первичное звено будет работать на этапе внедрения, пока этих перечней нет. Невозможно рассчитать стоимость услуги без протоколов лечения, а они в Украине разработаны для небольшого количества заболеваний. Без этого же врач может прописывать пациенту любые обследования и манипуляции, за которые будут расплачиваться страховые компании.

4. В феврале утвердить референтное ценообразование, а в апреле внедрить систему возмещения стоимости лекарственных препаратов (реимбурсацию).
Болезни, при которых будет возмещаться стоимость самых недорогих препаратов: астма, диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания. На это в бюджет заложено 500 млн грн. Если пациент захочет лечиться дорогостоящими препаратами, то должен будет приобретать их самостоятельно.

В перспективе не исключено расширение перечня заболеваний, при которых пациент может рассчитывать на реимбурсацию.

5. Разработать и начать внедрение компонентов системы электронного здравоохранения.

Возможно, внедрение eHealth – самое важное новшество в здравоохранительной системе за последние четверть века. Она даст отрасли совершенно новую логику отношений «врач-пациент» и «врач-государство».

Сейчас многие процессы буксуют из-за недостатка данных и обратной связи: бумаг оформляется много, информативности при этом – мало. От бумажной отчетности планируют отказаться полностью, все данные будут храниться в реестре eHealth.

Для перехода уже разработана «дорожная карта» из четырех этапов:

  1. Запуск «рабочей версии» системы, которая поддержит первичное звено здравоохранения на начальном этапе реформы.
  2. Расширение функционала, запуск реимбурсации.
  3. Создание новых инструментов eHealth, которые поддержат все направления реформы системы.
  4. Внедрение расширенных сервисов, сведение данных в единую систему учета.

Ко многим пунктам реформы можно относиться скептически, но эта инициатива, без сомнения, очень важна, и необходимость в ней давно назрела. Окончить переход на e-медицину планируется в 2018 году.

Пока большинство планов, которые озвучены в реформе, выглядит сырыми и непродуманными, для них нет прочной базы и понятных механизмов реализации – тем не менее, необходимость в реформе назрела уже давно, и задачи по большей части декларируются правильные.

Как заявляет глава Минздрава, итогом всего процесса реформирования станет действительно бесплатная, доступная и эффективная медицина для украинцев. Удастся ли достичь поставленной цели, скоро узнаем.

START TYPING AND PRESS ENTER TO SEARCH